«Когда я пишу картину, я как будто изо всех сил бьюсь в воде. Я как только могу стараюсь не утонуть. Наждачная бумага, ветошь, пальцы, ножи - я использую все. Кисть использую редко»
Одд Нердрум (англ. Odd Nerdrum, р. 1944) - современный норвежский художник.
Биография, творчество
Одд Нердрум родился 8 апреля 1944 года в г. Хельсингборг, Швеция. В годы Второй мировой войны его родители являлись членами Сопротивления и были отправлены в Швецию из оккупированной немцами Норвегии. Т.о. будущий художник родился в Швеции, но уже через год его семья вернулась обратно. В 1950 году родители ребенка развелись и мальчик остался жить с матерью. Интересно отметить, что уже после смерти отца Одд Нердрум узнал, что тот не являлся его биологическим отцом. Детские ощущения ненужности и брошенности, по мнению ряда арт-критиков, чувствуются во всех картинах художника.
Одд Нердрум пошел в школу в 1951 году. Будущий художник учился не в стандартной государственной школе, а в частной школе Рудольфа Штайнера. Подобное образование несколько отличало Одда от современников. Система в школе Штайнера была основана на антропософии, учении которое отталкивалось от мысли, что раньше человечество жило в гармонии со вселенной, но потом это состояние было утеряно. Штайнер считал, что посредством духовных или эзотерических практик человечество может вернуться к связи с более высокими материями и к обновленной гармонии со вселенной. Обучение в школе велось в соответствии с т.н. кинестетической стратегии обучения и предполагало различные упражнения, позволяющие ученику освоить информацию на практике.
После окончания школы Одд Нердрум поступил в Академию искусств в Осло (1962). Художника привлекал стиль необарокко и особенно работы Рембрандта. Картину «Заговор Клавдия Цивилиса» художник видел в Национальном музее изобразительных искусств в Стокгольме и по его собственному признанию это оказало на него громадное влияние. Тем не менее, учебный план Академии был разработан с целью представить Норвегию как страну современной художественной культуры и Нердрум оказался в оппозиции по отношению ко многим аспектам студенческой жизни. Он самостоятельно начал осваивать технику чиароскуро, которую, как считается, также использовали в своей работе Караваджо и Рембрандт. Данная техника характеризуется четкой границей между светом и тенью, ярким освещением центра композиции и переходом различных темных оттенков в черный. В результате, после двух лет обучения художник был отчислен. Сам Нердрум в книге "Odd Nerdrum: Themes: Paintings, Drawings, Prints and Sculptures" (2007) прокомментировал этот период своей жизни так: "я понимал, что выбор, который мне предстояло сделать, неотвратимо приведет меня к поражению. (...) Я должен был рисовать вопреки моей собственной эпохе, без защиты какой-либо сверхструктуры. Короче, я решил рисовать сам по себе, в изоляции". В 1965 году Нердрум поступил в Дюссельдорфскую государственную академию художеств, но и здесь он учился недолго. В 1971 году Нердрум работал над дизайном альбома "Friendship" рок-группы Junipher Greene's LP. В 1978 художник издал книгу для детей Havfuglen, за которую был удостоен премии Министерства культуры Норвегии «За детскую и юношескую литературу».
Ранние работы Одда Нердрума написаны под влиянием классической живописи, в особенности под влиянием голландской живописи XVII-XVIII веков. Критики отмечают, что картины Нердрума этого периода огромны по своему размеру, нарративны (иногда Нердрума называют даже нарративным реалистом), а также особую выразительность и смысловую нагрузку имеют здесь небольшие детали (например, велосипед на картине "The arrest", 1975). В 1968 году Нердрум впервые увидел произведения Караваджо и это произвело на еще молодого художника огромное впечатление. В 70-х - 80-х годах художник настолько увлекался классической живописью, что даже пытался писать картины "при помощи специальной смеси масел и краски в попытке воссоздать стиль старых мастеров" (в 2011 году Нердрум заявил, что это было ошибкой, т.к. картины со временем начали терять изначальный вид, а в некоторых местах с полотен осыпалась краска). Кроме того, раннее творчество Нердрума во многом было детерминировано его увлечениями в литературе. Художника привлекала мистическая, "пророческая" литература и философия. Среди его любимых авторов Рудольф Штайнер, Уильям Блейк, Достоевский и Сведенборг.
В начале 80-х годов Одд Нердрум постепенно переходит от сентиментальных классических сюжетов к мрачному реализму, вмещающему в себя элементы натурализма и мистики (например, картина Twilight (рус. Сумерки), 1981). В 1989 году Одд Нердрум написал свою, возможно, самую известную картину Dawn (рус. Рассвет). Осенью 1990 года за 1,5 миллиона норвежских крон картину приобрел рок-музыкант Дэвид Боуи, который кроме того организовал часовую встречу с самим Нердрумом. Позднее режиссер Тарсем Сингх увидел эту картину в доме у Боуи и был так поражен ею, что использовал ряд образов в своем фильме Клетка (англ. Cell) 2000 года. После смерти Боуи картина была продана на аукционе Сотбис 11 ноября 2016 года. Стоимость картины составила 341,000 фунтов стерлингов. Это стало новым рекордом для работ данного художника.
Одд Нердрум известен своим скептическим отношением к миру современного искусства. Свое собственное творчество художник относит к китчу, отмечая при этом, что и "лучшие картины Рембрандта, будь они написаны сегодня, сочли бы китчем". Кроме того, Нердрум не раз отмечал, что все, что несвоевременно и идет вразрез с мейнстримом критики клеймят китчем.
Судебное разбирательство
В 2011 году Одд Нердрум был обвинен в укрывательстве налогов и осуждён на два года тюрьмы. Суд установил, что художник частично скрыл 14 029 150 норвежских крон (примерно 8,4 миллионов долларов) в период с апреля 1999 года по апрель 2003 года на депозите в Австрии (в апреле 2003 Нердрум принял исландское гражданство и потому суд не рассматривал его деятельность в последующие годы). При этом речь шла не обо всей сумме, а о примерно одном миллионе долларов, для которого у Нердрума, как считал суд, был отдельный сейф. Сам художник отвергал все обвинения и объяснял, что создал фонд для поддержания в должном виде 36 своих картин, которые были написаны в 80-х годах экспериментальной краской (см. выше) и в последующие годы начали портиться от тепла (большинство картин были уже проданы и художник взял на себя обязательства перед покупателями за содержание картин в должном виде). Приговор Нердруму вызвал широкую дискуссию как в самой Норвегии, так и во всей Европе. Защите не раз подчеркивала, что за укрывательства куда более крупных сумм норвежский суд обычно в других случаях назначал штраф или в крайнем случае приговаривал подсудимых к домашнему аресту. Отдельно следует отметить, что художнику запрещалось рисовать, т.к. в его случае это приравнивалось к предпринимательской деятельности, что вызвало отдельную волну негодования у сторонников Нердрума. В последующие годы защита подавала несколько апелляций. В четвертом раунде судебного разбирательства, которое состоялось в мае 2014 года (вердикт вышел 16 июня 2014 года), несмотря на то, что защита была настроена оптимистически и считала, что у обвинения нет никаких доказательств вины художника, Нердрум был приговорен к одному году и восьми месяцам тюремного заключения (год в реальной тюрьме и восемь месяцев под домашним арестом). Сам Нердрум связывает преследования с политическими (возм. идеологическими, см. речь Нердрума ниже) причинами и тем, что своей обособленной позицией он раздражает некоторых членов общества. В своем заключительном слове на суде 23 мая 2014 года художник сказал:
"Почетные судьи, со времен моего дебюта пятьдесят лет назад, в Осло, в Норвегии, у меня никогда не было серьезного кредита доверия в обществе. И как уже говорил Даг Золхаиль (Dag Solhjell), поэтому у меня было меньше правовой защиты. Это может показаться странным, но в подобной позиции я оказался т.к. стоял на том, что некоторые могут назвать классическим фигуративизмом во времена, когда все обязано быть современным. Это, вероятно, трудно понять людям за пределами арт-мира, но искусство во многом является религией. Ему предопределено быть религией со времени, когда христианство... исчезло. И принцип этот распространился как слой ила по всей интеллектуальной среде. Они говорят, что Нердрум не заслуживает доверия... Я помню, как профессор Малмангер (Malmanger) однажды сказал: "мы все знаем, что Нердрум злодей". И это было на мероприятии, где я присутствовал. Все эти годы попытки исправить меня выглядели не очень красиво. Многие говорят по поводу функции исправления, которую взяло на себя норвежское верховенство закона: "да, конечно, это должно было случиться". И не потому, что я сделал что-то плохое, просто атмосфера вокруг была такова: однажды мы тебя возьмем. А сейчас во многом конечная точка: все остальное, что они сделали против меня было не очень опасно и они решили, что должны найти что-то вещественное. Я всегда говорил об этом. Человек никого не убил, не изнасиловал ребенка, но можно найти что-нибудь еще за что и наказать его - и они всегда придираются к налогам. Теперь я уже не буду говорить о деталях в этом конкретном налоговом случае, но, вообще говоря, они смотрят на налоги, и это можно наблюдать и в зарубежных странах, когда они кого-нибудь не любят. Им нравится тема налогов потому, что тогда они могут придержать человека, заставить его страдать в течение довольно длительного времени. Это тоже причина... Эти пятьдесят лет недоверия ко мне привели в конечном итоге к этой ситуации. Это не просто так. Да, есть что-то не соответствует. Но, в общем, это выглядит как ужасная ситуация: и то, как я живу уже много лет, и то, как я должен окончить свои дни... Мне уже семьдесят лет и мне предстоит закончить свои дни в тюрьме без всякой возможности создать что-либо еще... Не работать над тем, над чем я должен работать, а сидеть в тюрьме за то, что был настолько чертовски честным с клиентами..." (перевод осуществлен редакцией проекта contemporary-artists.ru с английского текста и сверен с норвежским первоисточником. Перевод устраивает редакцию, но если у Вас есть более точная версия, то напишите нам на почту 0Astaff@mail.ru).
Во время паузы между заключениями в 2014 году художник продолжил писать картины, которые, очевидно, посвящены событиям в его жизни. Наиболее яркой его работой этого периода можно считать "Автопортрет в качестве собаки" (англ. “Self Portrait as a Dog”).