«Возможно, мы могли бы подумать об аргументе Хелен Джонсон, когда она говорит о том, что опыт красоты может привести к критическому мышлению. Если нам кажется, что мы потеряны в нашей деградирующей демократии, где всё имеет значение и все являются мастерами, то может мы сможем найти некое эстетическое руководство, работая с интуицией, которая выходит за пределы рационального мышления. Мысли и чувства по отношению к другому исследуют иное измерение нашего бессмысленного мира. Художник может показать глубину, сделав срез всех этих заблуждений, меняя местами смыслы и эстетические пласты»
Хуан Давила (англ. Juan Davila, р. 1946) - чилийско-австралийский художник.
Биография, творчество
Хуан Давила родился в 1946 году в г. Сантьяго, Чили. В 1951-64 гг. учился в Колледже Дивайн Уор (College of the Divine Word). В 1965-69 гг. изучал юриспруденцию в Университете Чили (University of Chile), а затем учился в Школе изобразительных искусств в том же университете (1970-72). Первая персональная выставка Хуана Давилы прошла в галерее CAL, Сантьяго в 1974 году. В том же году он переехал в Мельбурн, Австралия.
Необходимо отметить, что 11 сентября 1973 года в Чили произошел военный переворот, в результате которого к власти пришел Аугусто Пиночет. Это событие фактически парализовало культурную жизнь в стране, вызвав при этом волну андеграундного протеста. Самые разные чилийские художники того времени пытались осмыслить в своем творчестве происходившие вокруг них события. Позднее их объединили в условную группу Escena de Avanzada (рус. "Продвинутая сцена"). Хуан Давила является одним из представителей этой группы. В интервью журналу Art Pulse художник вспоминал: "Я уехал из Чили после переворота по личным и политическим причинам, но я постоянно в контакте с представителями так называемой Escena de Avanzada и в течение многих лет часто путешествую между Австралией и Чили. После переворота я познакомился со многими художниками, интеллектуалами, писателями составлявшими авангард чилийского искусства. В первые месяцы я был полон энтузиазма и стимулом для моего творчества были другие творческие люди, которые продолжали творить всему вопреки, даже в самых сложных условиях военного переворота. Это был утопический момент и я по наивности своей принимал участие в этом (...) Многие важные художники, в основном, связанные с коммунистической партией, были изгнаны в Европу. Это создало вокруг них ореол героизма и левые заявили, что искусство не может существовать при военном режиме. Я отреагировал на это, пытаясь сделать видимыми за рубежом работы художников, оставшихся в Чили (...) С этой целью я сотрудничал с арт-журналами в Австралии (...) Но эта история длилась недолго и закончилась моим отъездом. (...) Либо вы следовали официальному визуальному подходу, либо на вас нападали".
После переезда в Мельбурн Хуан Давила продолжил активно писать картины и к тому же начал создавать инсталляции. Он уже был знаком по переписки с некоторыми австралийскими художниками и галеристами. В Австралии творчество Хуана Давилы оказалось востребованным и к концу 70-х годов он был уже достаточно известным художником в своей новой стране. В Чили его имя так же получило определенную известность, но понимания между ним и другими представителями Escena de Avanzada становилось все меньше. К концу 70-х годов на передний план чилийского авангарда вышли представители неоэкспрессионизма, эпатаж которых не всегда был понятен людям за пределами страны. Хуан Давила вспоминал: "В 1979 году я выставлялся в галерее CAL в Сантьяго. Поэт Рауль Альфонсо пришел в галерею и мастурбировал перед одной из моих картин. Художник Лотти Розенфельд фотографировал этот спектакль. Гораздо позже художник Карлос Леппе уничтожил одну на моих картин и выставил то, что от нее осталось в галерее Томаса Андреу, также в Сантьяго. Что я должен был думать об этой их любви к живописи? Могу только сказать, что я должен был следовать совету: «Если хочешь друга, заведи собаку»".
В 80-х годах работы Хуана Давилы начали выставляться в Европе и в Северной Америке. Сам художник относит свои картины этого периода к направлению нео-поп. Он дважды участвовал в Сиднейской биеннале (1982, 1984). При этом на биеннале 1982 года его картина "Stupid as a Painter" была изъята полицией для проведения экспертизы из-за её предположительной непристойности.
В 1994 году его картина The Liberator Simon Bolivar вызвала скандал в Южной Америке, а Венесуэла, Колумбия и Эквадор подали официальную ноту протеста чилийскому правительству против демонстрации данной картины на территории страны.
В своем творчестве Хуан Давила также часто затрагивает темы, актуальные для австралийского обществе. В своей скандальной, эротической манере он изображал многих политиков и общественных деятелей Австралии (например, Боба Хоука и Пола Китинга). Показательна здесь выставка Вумера (Woomera), которая прошла в 2002 году в одноименном городе и вызвала широкий резонанс в Австралии. Вумера известна прежде всего как испытательный полигон и космодром, но также это место стало известно на всю Австралию в 2002 году после голодовки, которую здесь объявили беженцы из Афганистана и стран Ближнего Востока. Дело в том, что именно здесь располагался лагерь для перемещенных лиц и его обитатели протестовали против того, что поданные ими просьбы об убежище рассматриваются австралийскими властями на протяжении многих месяцев, иногда и нескольких лет. Все это время беженцы не имели права покидать лагерь, расположенный в знойной пустыне. Некоторые беженцы пытались покончить жизнь самоубийством. Другие, объявив голодовку, зашивали себе рты. Критик Роберт Нельсон (Robert Nelson) так прокомментировал выставку Хуана Давилы: "Благодаря сочетанию симпатии к людям, двусмысленности и психоаналитической фантазии, Давила обретает резонансный социальный голос, сопротивляясь новой «либеральной паранойе», как он ее называет, которая нормализует неэтичность".
В 2014 году стал лауреатом главной премии галереи Benalla Art Gallery (денежная часть премии составляла $50,000).