«Мы говорим о неких территориях кино и искусства потому, что в современном мире - и особенно в том регионе, где мы живем - очень много национализма. Очень странно видеть, как мир полностью управляется этой идеей, а также идеями об идентичности и исключительности. Мы появились в уникальный момент времени, очень особенный, с гражданскими войнами и преобладанием коммунализма. Мы, в некотором роде, всегда боремся с различными ограничениями наших возможностей, сокращением наших территорий. И когда мы говорим о сиюминутности наших работ, мы имеем ввиду то, что цель наша поделиться мгновением, проблемой, разделив актуальный вопрос с другими людьми. Это помогает нам не быть частью сообществ или территорий, которые существуют лишь по географическим или национальным признакам»
Джоана Хаджитомас (Joana Hadjithomas) и Халил Джорейге (Khalil Joreige) - ливанский арт-дуэт. Лауреаты премии Марселя Дюшана 2017.
Биография, творчество
Джоана Хаджитомас и Халил Джорейге родились в 1969 году в г. Бейрут, Ливан. В 1997 году их работы были выставлены в рамках фестиваля Ayloul в Бейруте. В том же году состоялась первая персональная выставка пары "Бейрут, Urban Fiction" в Институте Монд Арабе в Париже.
Хаджитомас и Джорейге получили известность благодаря своим документальным фильмам, в которых поднимаются темы, актуальные для современного Ливана. Первый художественный фильм пары «Al bayt el zaher» (Вокруг розового дома) 1999 года представлял Ливан на премии Оскар. В съемках кинокартины Я хочу видеть (фр. Je veux voir, 2008) приняла участие известная французская актриса и певица Катрин Денёв. Фильм был удостоен премии Французской гильдии кинокритиков "Фильм года" (2008) и демонстрировался в основной программе Канского кинофестиваля. Кроме того, совместно с Жоржем Шукэиром Хаджитомас и Джорейге основали свою собственную продюсерскую компанию «Abbout Productions». В 2012 году арт-дуэт получил премию в области современного искусства Abraaj Capital.
В 2009 году Хаджитомас и Джорейге представили серию работ Лица (англ. Faces). В анонсе выставки художники написали: "в Ливане мы живем в окружении мертвых людей, которые смотрят на нас. С начала гражданских войн плакаты с изображениями умерших покрывают стены города. Это образы людей, мучеников, которые трагически погибли в боях или были политическими деятелями и потому были убиты. В течение многих лет мы фотографировали эти плакаты, изображающие людей, принадлежащих к разным сторонам, религиям, вероучениям в разных регионах страны, с юга на север. Предпочтение отдавалось плакатам, которые были потрепаны временем. (...) Мы фотографировали эти изображения в разное время, на разных этапах их постепенного исчезновения. Затем, с помощью графического дизайнера и различных рисовальщиков, мы попытались восстановить некоторые аспекты, подчеркнуть интересные черты, вернуть прошлое в изображение, воссоздавая лица, их выражения, саму материю".
Многие работы арт-дуэта связаны в крупные проекты, которые, как правило, ставят своей целью знакомство европейцев (в основном французов) с культурой и историей Ливана. Один из таких проектов - Wonder Beirut (Прекрасный Бейрут). Хаджитомас и Джорейге выступаю здесь не только как художники, но и как кураторы, демонстрируя на своих выставках работы других ливанских художников. Первая часть проекта - "The story of a pyromaniac photographer" - посвящена ливанскому фотографу Абдаллаху Фараху (Abdallah Farah) и событиям 1975-76 гг., т.н. «Битве в гостиницах» (фрагмент гражданской войны, начавшейся 13 апреля 1975 года. Конфликт который вспыхнул через несколько месяцев после её начала). Фарах использовал открытки с изображениями Ливана. Он наносил на них различные повреждения (жег, стирал ит.п.) точно так, как это происходило в действительности, ежедневно следя за разрушениями в своей стране.
Еще один крупный проект Хаджитомас и Джорейге называется "Ливанская космическая программа". Он состоит из нескольких взаимосвязанных инсталляций, фильмов, серий фотографий и скульптур. Проект посвящен Ливанской космической программе, которая существовала в стране в 60-х годах и ставит своей задачей сообщить современному зрителю как о самом факте существования подобной инициативы в этой стране, так и о фрагментах истории, которые за время войн забылись даже в самом Ливане.
Джоана Хаджитомас и Халил Джорейге женаты. Их работы регулярно демонстрируются как на различных арт и кино фестивалях. В 2017 году дуэт стал победителем премии Марселя Дюшана.