«Я не собираюсь принимать сторону ни добра, ни зла. Мне интересна сама проблемная ситуация»
Томас Хиршхорн (англ. Thomas Hirschhorn, р. 1957) - современный художник, известный своими инсталляциями. Лауреат Премии Марселя Дюшана 2001. Традиционно его работы относят к жанру инсталляции, однако сам автор предпочитает термины «показ» (display) или скульптура.
Биография, творчество
Томас Хиршхорн родился 16 мая 1957 в г. Берн, Швейцария. Детство художника прошло в г. Давос. В 1978-83 гг. учился в Школе искусств Цюриха (Schule fur Gestaltung). В 1984 году Хиршхорн переехал в Париж, где примкнул к группе Grapus (коллектив графических дизайнеров, основанный в 1970 году. Концептуально коллектив имел своей основой идеи марксизма и ставил себе целью совместить эстетические элементы с понятиями о социальном равенстве и социальной справедливости). В конце 80-х годов Хиршхорн ушел из Grapus и начал создавать инсталляции сверхкрупного размера, благодаря которым и получил широкую известность. Используя картон, клейкую ленту, куклы, фотографии, вырезки ит.п. Хиршхорн создает объекты и образы, совмещающие элементы из фильмом ужасов, журналистских репортажей и рекламы. Художник отмечает, что использует только те материалы, которые являются "универсальными, экономичными и не несут никаких дополнительных смыслов". Художника интересуют противоречия, особенно в областях искусства и политики. В творчестве Хиршхорна чувствуется влияние «социальных скульптур» Йозефа Бойса и разрастающихся коллажей Анны Опперманн.
В 90-е годы работы Хиршхорна активно выставлялись в различных городах Европы. Его творчество лежит на стыке скульптуры, инсталляции и социального эксперимента. В 2001 году состоялось первое вручение премии Марселя Дюшана и Томас Хиршхорн стал т.о. первым лауреатом этой престижной награды. В нулевых годах интерес к работам художника значительно возрос и они начали демонстрироваться в рамках различных фестивалей и других арт-мероприятий.
Еще со времен сотрудничества с Grapus инсталляции Хиршхорна часто рассматривались в контексте идей марксизма. В числе активных критиков позиций художника была австрийская писательница и лауреат Нобелевской премии Эльфрида Елинек. В интервью 2008 года Хиршхорн признался, что никогда не был серьезно осведомлен о теоретических проблемах марксизма. Иногда по отношению к творчеству художника используется термин "демократичное" искусство, что, возможно, лучше описывает его, чем термин "марксистское".
В 2002 году Хиршхорн представил свою инсталляцию Cavemanman. Здесь, используя дерево, картон, клейкую ленту и прочее, художник превратил пространство галереи в пещеру и наполнил его различными символами, отсылающими нас к истории философии и поп-культуры.
С конца 90-х годов Томас Хиршхорн создает инсталляции, посвященные его любимым философам. Такого рода работы художник старается размещать в рабочих районах различных городов и при их создании он активно сотрудничает с местным населением. Иначе говоря, он старается убедить людей, живущих недалеко от выбранного им места, сообща помочь ему в осуществлении задуманного проекта и т.о., сделав их соавторами, заставить почувствовать свою личную причастность к внезапно появившемуся недалеко от их домов арт-объекту. Первый подобный проект был осуществлен в Амстердаме в 1999 году (Барух Спиноза). Позднее появились "скверы" Жиля Делеза в Авиньоне, Франция (2000), Жоржа Батая в Касселе, Германия (2002) и Антонио Грамши ("Монумент Грамши", 2013, США). Кроме того, "Монумент Грамши" стал первой работой Томаса Хиршхорна в США.
В 2014 году в рамках "Манифесты 10" в Санкт-Петербурге Хиршхорн представил свою новую работу "Срез". Инсталляция изображала гигантское обрушившееся здание, на верхних этажах которого висели картины-подлинники художников русского авангарда (Казимира Малевича, Павла Филонова, Ольги Розановой).