«На самом деле я не концептуальный художник. Я не придумываю концепций и не воплощаю их. Я учусь через открытия и от прямого контакта с материалом, который использую. Несмотря на то, что изначально моя работа может отталкиваться от той или иной идеи или интереса к явлению и у меня может быть определенная гипотеза, я до конца точно не знаю, что делаю»
Джеффри Фармер (англ. Geoffrey Farmer, р. 1967) - современный канадский художник. В 2017 году представлял Канаду на 57-ой Венецианской биеннале.
Биография, творчество
Джеффри Фармер родился в 1967 году в г. Ванкувер, Канада. Впервые заинтересовался искусством в 21 год, когда сопровождал свою сестру на урок в художественном классе. В 1992 году окончил Университет Искусства и Дизайна Эмили Карр (Emily Carr University of Art + Design). В 1990-91 гг. стажировался в Институте искусств Сан-Франциско (San Francisco Art Institute). В 2012 году работы Фармера демонстрировались в рамках выставки dOCUMENTA-13. В 2013 художник стал лауреатом премии Gershon Iskowitz Prize за "выдающийся вклад в изобразительное искусство в Канаде". С 24 сентября 2015 по 4 января 2016 выставка работ Джеффри Фармера проходила в Лувре (Париж, Франция). В рамках данной выставки художник переосмыслил свою собственную работу Boneyard (рус. "Кладбище"), представив на суд публики стилизованную под античную традицию версию "кладбища" будущего, на котором собраны различные симулякры настоящего и прошлого. В 2017 ему было доверено оформление Канадского павильона на 57-ой Венецианской биеннале, где он представил свою работу A way out of the mirror (рус. "Выход из зеркала").
Джеффри Фармер известен благодаря своим инсталляциям (иногда по отношению к его работам используется термин коллаж), в рамках которых он прибегает к самым разным формам современного искусства. Его работы опираются на наследие минимализма (на идею о том, что художественное произведение может основываться на чувстве собственного присутствия у зрителя) и постминимализма (на идею, что искусство это феноменологический опыт, а контекст - в данном случае оформление арт-пространства - часто важнее, чем отдельные, создаваемые художником, конкретные вещи). Художник интересуется феноменологией и изучением самой неуловимой природы смысла, тем, как формируется то, что позднее человек этим словом называет. Понятие случайности в работе Фармера можно рассматривать как определенную стратегию при создании конкретного объекта, тогда как основная часть работы иногда начинается позднее, при интерпретации объекта зрителем. Поэтому многие его инсталляции состоят из уже созданных произведений искусства (как его собственных, так и из работ известных художников прошлого) и призваны показать результат анализа их восприятия (подобного рода процесс может быть повторен неоднократно по принципу анализ анализа анализа ит.д. произведения искусства). По мнению искусствоведа Майкла Фрида Джеффри Фармер продолжает традицию заданную Дональдом Джаддом и Дэном Флавином, но если в творчестве этих художников речь в значительной степени шла о театрализации пространства галереи, то в данном случае художник идет дальше, используя идиомы театра и перформанса в качестве аналогов процессов конструирования смысловых конструкций.
В 2017 году, комментируя свою работу для Венецианской биеннале, Джеффри Фармер сказал: "я обнаружил, раскопав немного информации о самом павильоне, что он построен на развалинах бывшего квартала Кастелло, который был снесен Наполеоном. Если вы будете копать здесь глубже, чем на пятьдесят сантиметров, вам понадобится археолог. Строительство канадского павильона было оплачено за счет военных компенсаций и разработан миланской архитектурной фирмой BBPR, чей член-основатель умер в лагере концентрационном лагере Маутхаузен за то, что был бойцом сопротивления. Когда фирма восстановилась после войны, одним из первых их проектов стал нефигуративный памятник жертвам концлагерей. Спустя десять лет они спроектировали канадский павильон и он находится рядом с немецким павильоном, чей единственный после войны ремонт был посвящен снятию орла и свастики. BBPR выбрали то, что многие в Канаде интерпретировали как своеобразный тип дизайна, который, если вспомнить геноцид, произошедший в отношении коренных народов после прихода европейцев, создает очень сложное для интерпретирования и весьма символическое место".