«Я не хотел участвовать в тех социальных процессах, свидетелем которых я был; я не хотел быть ни хозяином, ни рабом и быть художником, как казалось, было единственным средством, чтобы быть свободным. (…) Это был политический акт, если отказ принять чью-либо сторону в жестокой междоусобице является политическим актом».
Франческо Клементе (англ. Francesco Clemente, р. 1952) – современный итальянский художник.
Биография, творчество
Франческо Клементе родился 23 марта 1952 года в городе Неаполь (Италия). В 18 лет он переехал в Рим, где начал изучать архитектуру, но прервал свое обучение и сконцентрировался на творческой деятельности. Относительно рано, в 19 лет состоялась первая персональная выставка этого художника (1971, Galleria Valle Giulia в Риме) и затем он отправился путешествовать.
Клементе достаточно много ездил по миру. В 20 лет он путешествовал по Афганистану, в 21 год посетил Индию. В последующие годы он часто возвращался в эту страну и даже посещал Мадрасское теософское общество (1976-1977), где читал религиозные индийские тексты в местной библиотеке. Также художник сотрудничал с мастерами изготовления бумаги и пытался изучать символику свойственную индуизму и буддизму.
Интерес Клементе к не-европейским культурам вообще и Индии в частности отразился на творчестве художника. В 1970-х годах он получил известность у себя на родине благодаря своим необычным, агрессивным образам, в которых сочеталось нечто отталкивающее, часто кровавое (изображение изуродованных людей) с чем-то сексуальным, содержащим в себе эротический подтекст. Кроме того, работы данного художника выпадали из общей направленности европейского или американского искусства того времени. В 1970-х годах работы Клементе даже не всегда относили к понятию современное искусство, имея ввиду, что и стилистически, и концептуально их трудно было причислить к какому-либо направлению. Отсутствие видимого интереса со стороны художника к поп-арту или к Арте-повера, также выделяло его из общей массы итальянских художников того времени.
В 1980 Франческо Клементе участвовал в Венецианской биеннале и это событие стало отправной точкой к его успеху на международном уровне. Его нестандартные с точки зрения западноевропейского дискурса работы стали теперь рассматриваться как некое возвращение к фигуративной живописи. Подобная интерпретация картин художника дала повод причислить его в трансавангарду и неоэкспрессионизму в Италии и США соответственно, а вскоре о нем заговорили как ободном из лидеров фигуративизма вообще.
В конце 1980 года Клементе переехал в Нью-Йорк, где, впрочем, продолжил изучать санскрит.
В 1981-1982 годах он создал серию из 12 картин написанных маслом под названием «Четырнадцать станций» (англ. «Fourteen Stations»), а в 1983 году начал сотрудничество с Энди Уорхолом, Жан-Мишелем Баскией, а также с поэтом Алленом Гинзбергом. В 1985 году Клементе создал авторскую роспись для ночного клуба «Palladium» в Нью-Йорке, а в 1986 прошла его первая большая персональная выставка в США (Флорида, Музей искусства Джона и Мэйбл Ринглинг).
В 80-х годах, несмотря на активную творческую деятельность, Клементе продолжил путешествовать. Фактически в это время он жил одновременно и в Италии, и в США, и в Индии, а в начале 90-х также открыл студию на Ямайке.
Картины Франческо Клементе совмещаю в себе элементы фигуративной живописи и абстракционизма. Художник принципиально отвергает различного рода трактовки своих работ, заявляя, что его картины это разрозненные фрагменты потока сознания, которому чужды любые точные определения и рамки.
В 90-х годах Клементе продолжил вести кочевой образ жизни. В 1998 году художник сотрудничал с режиссером Альфонсо Куароном, создав ряд картин для фильма Большие надежды (англ. Great Expectations).
В 2008 году в Метрополитен-опера (Нью-Йорк, США) Клементе представил серию портретов оперных певиц под названием «The Sopranos». В проекте приняли участие певицы, которые выступали на сцене знаменитого театра в сезоне 2008-2009: Натали Дессе, Диана Дамрау, Карита Маттила, Рене Флеминг, Сьюзен Грэм, Анджела Георгиу и Анна Нетребко. Звезды оперы позировали художнику на протяжении 4-ех месяцев в его студии в Нью-Йорке. Исключением стал только портрет Анны Нетребко: ради него Клементе летал в Париж, где певица, находясь на пятом месяце беременности, выступала в роли Джульетты в опере Беллини "Капулетти и Монтекки".