«Я определяю себя как живописец (англ. painter), потому что моя работа про изображения (англ. images). Я никогда не отрицал, что я живописец, даже когда я перестал писать картины в 1960-х годах. Физически я больше не рисую, но я работаю, используя те же принципы».
Яннис Кунеллис (итал. Jannis Kounellis, 1936-2017) - итальянский художник греческого происхождения. Один из ярчайших представителей арте повера.
Биография, творчество
Яннис Кунеллис родился в г. Пирей, Греция 23 марта 1936 года. На его детство пришлась Вторая мировая война и последующая за ней гражданская война в Греции (1946-1949). В 1956 году, в 20 лет он переехал в Рим, где поступил в Академию художеств (Accademia di Belle Arti). В 1960 году, будучи еще студентом, Кунеллис организовал свою первую персональную выставку.
Для многих художников того поколения традиционная живопись олицетворяла собой прошлый, ушедший мир, который закончился ужасными войнами. Они противопоставляли себя мещанскому, буржуазно-капиталистическому искусству, которое, по их мнению, вновь отказывалось отвечать на вопросы времени и в свою очередь стремились использовать самые простые материалы (предполагалось, что «всякий мусор» не будут покупать и коллекционировать, что остановит коммерциализацию), вкладывая при этом в свои работы определенный концептуальный, общественно важный посыл. Яннис Кунеллис, живший в Греции и Италии, стал одним из наиболее заметных художников этого типа, которых принято объединять в т.н. группу/направление арт повера (рус. «Бедное искусство»).
Первая серия картин Янниса Кунеллиса называлась «Алфавит Кунеллиса» («L’alfabeto di Kounellis»). Работы из этого цикла художник создавал в период с 1958 по 1960 год и именно они составили экспозицию его первой выставки. Во время открытия Кунеллис пел написанные им цифры, превратив т.о. данное мероприятие в некоторое подобие перфоманса (по мнению самого художника перфомансом это, впрочем, не являлось). Сами работы из данного цикла представляют собой нанесенные по трафарету изображения цифр, букв, типографических символов и элементов дорожной разметки.
В 1963 году художник впервые начинает использовать природные объекты, используя их как элементы своих картин. На протяжении всех 60-х годов он экспериментирует с различными материалами и формами, а в конце данного десятилетия начинает использовать животных. Наиболее известная работа Кунеллиса данного периода – «12 Live Horses». Художник ввел в пространство галереи 12 живых лошадей, которые в буквальном смысле должны были вдохнуть жизнь в это место, сделать всю выставку некой дышащей сущностью. Необходимо отметить, что художник не обозначал ни эту, ни прочие свои работы как перфоманс. В интервью журналу ArtPulse в 2013 году он говорит: "я никогда не считал это перфомансом. Живые лошади, например, выставлялись в Риме в 1969 году в галереи L'Attico в течение 15 дней. Они были расположены вдоль стен, близко к основанию здания. Я не пытался быть сенсационным, я был заинтересован только в отображении пространства, в создании образа, который будет выступать за перемены".
В 1967 в Генуе, в галереи La Bertesca состоялась знаковая выставка "Arte povera IM spazio", в которой принял участие Яннис Кунеллис. Куратором выставки был Жермано Челант. Именно он предложил термин арте повера (итал. Arte Povera, "бедное искусство"), для обозначения творчества различных итальянских художников того времени, использовавших «не элитарные» материалы для создания своих работ и представлявших авангард итальянского искусства того времени. Яннис Кунеллис же стал неким первопроходцем и основоположником нового течения.
В 70-х – 80-х гг. Яннис Кунеллис продолжает экспериментировать со все новыми объектами и материалами. Он использует огонь, землю, золото, холщовые мешки, каркасы кроватей, двери, оконные рамы, вешалки для одежды и т.п. Постепенно его работы начинают находить отклик у публики и становятся известны за пределами Италии. В 1972 году в Нью-Йорке, в галерее Соннабенд состоялась первая выставка Кунеллиса в США и с тех пор его картины и инсталляции демонстрируются в галереях и музеях по всему миру.
Среди множества образов, которые использовал Кунеллис можно выделить несколько основных. Например, с 60-х годов в его инсталляциях основными персонажами не раз становились птицы. Здесь можно отметить и подстреленных в полете воронов 1979 года, и более ранних попугаев, заменяющих собой изображения на работах 1967 года, и «птиц в клетках», введенных в пространство галереи подобно 12 лошадям.
Яннис Кунеллис в России
Первая персональная выставка Янниса Кунеллиса в России состоялась в 1991 году в Центральном доме художника, в Москве.
В 2011 году в рамках IV Московской биеннале (в «Шоколадном цехе» «Красного Октября») Яннис Кунеллис представил свою инсталляцию S.T. Сама работа представляла собой множество лежащих на полу пальто и коляску на рельсах в середине. Художник не комментировал ни значение инсталляции, ни её название (возможно S.T. значит просто sine titulo — «без названия»).
В 2013 году Яннис Кунеллис выступил в качестве художника-постановщика в опере Дмитрия Курляндского «Носферату» (Пермский театр оперы и балета).
Яннис Кунеллис умер в Риме 16 февраля 2017 года.