«Я чувствую себя комфортно занимаясь наиболее очевидными вещами. Я имею в виду, кто еще их сделает? Я хотела бы думать, что буду заниматься портретными работами всю свою оставшуюся жизнь. Может быть, через 20 лет вы будете смотреть на фотографию и она будет иметь свой собственный определенный смысл. Я думаю, что достаточно взять то, что есть под руками и сфотографировать это. На самом деле, мне не кажется, что вы можете получить какую-нибудь особенную глубину, уйдя от этого»
Анна-Лу "Энни" Лейбовиц (англ. Anna-Lou «Annie» Leibovitz, р. 1949) - американский фотограф.
Биография. Ранние годы
Анна-Лу Лейбовиц родилась 2 октября 1949 года в г. Уотербери, Коннектикут, США. Еще в детстве её стали называть "Энни" и т.о. в историю искусства она вошла именно как Энни Лейбовиц. Её отец, Самюэль Лейбовиц (Samuel Leibovitz), был офицером ВВС США, а мать, Мэрлин Эдинт (Marilyn Edith), работала инструктором современного танца в центре сохранения эстонско-еврейского наследия (прабабушка и прадед со стороны матери были еврейскими эмигрантами с территории нынешней Прибалтики).
1970-1990
В 1971 году Энни Лейбовиц получила степень бакалавра изящных искусств в Институте искусств Сан-Франциско. В 1969 несколько месяцев работала в кибуце в Израиле. Первые работы фотографа относятся к концу 60-х годов и сделаны на Филиппинах, где в то время было несколько военно-морских баз США, созданных в связи с войной во Вьетнаме. С 1970 года сотрудничала с журналом Rolling Stone, в котором изначально работала штатным фотографом (например, ей принадлежат снимки встречи заключенных тюрьмы Soledad в Калифорнии с родственниками на Рождество 1971 года). С 1973 Энни Лейбовиц основной фотограф издания. Постепенно её начали называть «фотографом рок-н-ролла» и в 1975 году Лейбовиц было предложено сопровождать в турне группу Rolling Stone в качестве официального фотографа коллектива. Об этом периоде своей жизни она позднее вспоминала: "в то время, работая в 'Rolling Stone', ты моментально становился частью наркоманской культуры. В конце концов, моим наставником был Хантер Томпсон, настоящий маньяк, всегда под кайфом". В эти годы Энни Лейбовиц работала почти со всеми видными музыкантами и актерами, в том числе с Арнольдом Шварценеггером, Бобом Марли, Джимом Моррисоном и т.п.
8 декабря 1980 года по заданию журнала Rolling Stones Энни Лейбовиц фотографировала Джона Леннона и Йоко Оно в связи с выходом альбома «Double Fantasy». Через несколько часов Леннон был убит и т.о. данный снимок стал последней фотографией музыканта при жизни, которую сделал профессиональный фотограф. Фотография была размещена на обложке журнала «Rolling Stone» и в 2005 году была признана как «Лучшая журнальная обложка за последние 40 лет» по мнению Американского сообщества редакторов журналов.
В 1983 году Энни Лейбовиц начинает работать в журнале Vanity Fair. Здесь она занимается в первую очередь созданием портретов знаменитостей, многие из которых оказываются на обложке журнала. В 1986 году она создает серию фотографий, приуроченных к чемпионату мира по футболу в Мексике. В 1991 году на обложке Vanity Fair размещается знаменитая фотография беременной Дэми Мур.
1990-е
В 1989 году Энни Лейбовиц предложила Сьюзан Зонтаг сняться для обложки книги про борьбу со СПИДом («СПИД и его метафоры»/Aids And Its Metaphors). С этого момента начался их своеобразный союз, который прервался лишь пятнадцать лет спустя, в связи со смертью Зонтаг. Надо сказать, что Сьюзан Зонтаг еще до их знакомства критиковала Лейбовиц и после первой фотосессии отметила: «Ты хороша, но можешь быть еще лучше». Сама Лейбовиц в 2004 году (уже после смерти Зонтаг) в интервью газете San Francisco Chronicle так прокомментировала их отношения: "нас называют любовниками. У меня нет с этим проблем. Для меня проблема, когда нас называют партнерами и компаньонками".
В 1993 году при поддержке Зонтаг Энни Лейбовиц едет в Сараево, где в то время идет кровопролитная Боснийская война (1992-95). Здесь она одновременно создает свои, возможно, самые проникновенные снимки (например, "Велосипед мальчика, убитого снайпером") и запечатлевает видных персонажей тех событий (например, фотография Исмета Байрамовича «Чело», военного преступника, начальника военной полиции Сараево 1992-93).
Вернувшись в США Энни Лейбовиц продолжает сотрудничать и с Зонтаг, и с Vanity Fair. В это время она открывает свою собственную фотостудию с Нью-Йорке. Кроме того, с 90-х годов она является автором знаменитых тройных "голливудских" обложек Vanity Fair (каждый год журнал посвящает свой мартовский номер Голливуду), при этом создает "спокойные и вдумчивые" портреты (во многих случаях самой Сьюзан Зонтаг).
С конца 90-х годов Энни Лейбовиц систематически сотрудничает с журналом Vogue и участвует в рекламных компаниях ведущих модных домов мира. В 1999 году Сьюзан Зонтаг и Энни Лейбовиц выпустили совместную книгу «Женщины» («Women»). Книга представляет собой сборник портретов женщин различных профессий XX века (всего около 200 фотографий).
2000-...
В 2001 году у Энни Лейбовиц родилась дочь - Сара Кэмерон. На момент рождения ребенка матери был 51 год. Отцом ребенка является 49-летний Дэвид Риф (единственный сын Сьюзан Зонтаг). В 2005 году от суррогатной матери у Энни Лейбовиц родились близняшки Сьюзан и Самюэль.
В 2006 году вышел документальный фильм о Энни Лейбовиц "Энни Лейбовиц: Жизнь увиденная через объектив" (Annie Leibovitz: Life Through A Lens), режиссера Барбары Лейбовиц (сестры Энни). В 2007 году фотограф была приглашена для работы над рекламной компанией Walt Disney Company.
Энни Лейбовиц дважды делала фотографии королевы Великобритании Елизаветы II. В первый раз в марте 2007 года. При этом любопытно отметить, что в британской прессе долгое время существовало мнение, что королева обиделась на фотографа за совет снять корону и покинула зал до окончания фотосъемки. Существовал даже промо-ролик данной фотосессии, из которого выходило, что Елизавета II крайне негативно отзывалась о методах работы Лейбовиц и вскоре спешно ушла. Впрочем, как оказалось, ролик не отражал действительности и весь скандал был результатом неудачного монтажа (подтверждением этого факта может служить полное видео с фотосессии). Во второй раз Энни Лейбовиц фотографировала королеву для журнала Vogue в связи с 90-летием британского монарха в 2016 году.
В 2016 году Энни Лейбовиц делала фотографии для 43-его выпуска календаря Pirelli. В 2017 обложку с беременной Сереной Уильямс для августовского номера журнала Vanity Fair.