«Я был студентом-искусствоведом, находился в андеграунде и имел очень точные и циничные представления о мире искусства: традиционная галерея с работающими в ней арт-дилерами представляла собой то, что я ненавидел в мире искусства. Но люди постепенно начали видеть возможность заработать много денег на моих работах. Я сперва позволил дилерам и коллекционерам приходить в мою студию, но быстро разочаровался в них. Они приходили за искусством с целью последующей перепродажи и еще, несмотря на цены, которые для них были смешными - буквально пара сотен долларов - они просматривали все картины, а затем пытались торговаться. Сейчас я просто не хочу видеть этих людей. Мне надо было продавать картины, потому что это позволило бы мне бросить работу, а я работал и поваром, и доставщиком домашних растений, и много кем, чтобы рисовать полный рабочий день. Поэтому мне нужна была галерея или собственный магазин, чтобы как раз дистанцироваться от вопросов торговли. (...) Для меня картины это не товар. Люди получают что-то от жизни с ними... Я люблю жить с картинами»
Кит Харинг (англ. Keith Haring, 1958-1990) - американский художник. Один из ярчайших представителей американского поп-арта и уличного искусства 1980-х годов.
Биография, творчество
Кит Харинг родился 4 мая 1958 года в г. Рединг (штат Пенсильвания), США. Детство будущего художника прошло в том же штате, в городе Куцтаун. Его мать Джоан Харинг была инженером, а отец Аллен Харинг зарабатывал как карикатурист-любитель. У Кита также было три сестры (Кей, Карен и Кристен). Их семья регулярно посещала объединенную Церковь Бога (United Church of God). Интересоваться искусством Кит Харинг начал в очень раннем возрасте, проводя время со своим отцом, создавая творческие рисунки. В раннем возрасте на него оказали влияние мультфильмы Уолта Диснея, доктора Сьюза, Чарльза Шульца и персонажей Looney Tunes в шоу Bugs Bunny.
В подростковом возрасте Кит Харинг был вовлечен в движение Иисуса. В конце концов он оставил религию и уехал из дома. Путешествовал автостопом по США, продавая футболки Grateful Dead и anti-Nixon, которые делал сам. В это же время начал экспериментировать с наркотиками. В 1976-78 изучал коммерческое искусство в Питтсбургской школе профессионального искусства Айви (Pittsburgh's Ivy School of Professional Art), но позднее потерял интерес к образованию (решил уйти после прочтения книги Роберта Анри "The Art Spirit" (1923), которая вдохновила его сконцентрироваться на собственном искусстве).
В конце 70-х годов Кит Харинг работал техобслуживателем в Питтсбургском центре искусств и там познакомился с искусством Жана Дюбюффе, Джексона Поллока и Марка Тоби. Значительное влияний на него оказали ретроспектива работ Пьера Алешинского (1977) и лекция скульптора Христо Явашева (1978). Работа Алешинского концептуально была связана с международным авангардным движением "КоБрА" и знакомство с творчеством художников данной группы придало Киту Харингу уверенности для создания больших каллиграфических изображений (здесь важно отметить, что живопись как таковая в то время перестала считаться формой актуального искусства и подобные ретроспективы доказывали, что современный художник может быть интересен публике в том числе если он "просто пишет картины"). Христо Явашев же познакомил Кита Харинга с возможностями привлечения публики к своему искусству, с ролью медиа сферы и вытекающими отсюда идеями постмодерна. Первая крупная, публичная, персональная выставка Кита Харинга состоялась в Питтсбурге, в Центре искусств в 1978 году.
В конце 70-х годов Кит Харинг твердо решил уехать из Питтсбурга. Сам он, в интервью журналу Rolling Stone так описывал этот период своей жизни: "кто-то отменил выставку в одной галереи и у них появилось свободное место. Директор предложил мне занять эту пустоту. Для Питтсбурга это было большим шагом вперед, особенно для меня: мне девятнадцати лет и мои работы выставляются в лучшем месте Питтсбурга после, может быть, музея. С того времени я знал, что не смогу остаться, я больше не буду доволен ни Питтсбургом, ни жизнью, которой я живу. Я начал спать с мужчинами. Я хотел уйти от девушки, с которой я жил. Она сказала, что беременна. Я оказался в ситуации, когда надо либо жениться и быть отцом, либо менять что-то в жизни. Одно я точно знал: я не хотел оставаться, быть художником в Питтсбурге и заводить семью. Нью-Йорк, как кажется, был единственным местом, куда я мог уехать".
В 1978 году Кит Харинг переехал в Нью-Йорк и поступил в Школу изобразительных искусств на Манхэттене, где изучал живопись, семиотику, видео арт и искусство перформанса. Одновременно с учебой работал официантом в ночном клубе Danceteria. В этот период жизни Кит Харинг находился под сильным влиянием трудов Уильяма Берроуза. Позднее он познакомится с известным писателем и даже будет сотрудничать с ним. Кит Харинг проиллюстрировал одну из глав романа «Западные земли» (1987), а позднее Берроуз и Харинг выпустили совместную графическую книгу Апокалипсис (1988).
Впервые творчество Кита Харинга получило широкое общественное внимание после того, как в начале 80-х годов он начал рисовать мелом белые рисунки на черном фоне, размещая свои работы на неиспользуемых рекламных щитах на станциях нью-йоркского метрополитена. Харинг называл метро своей "лабораторией", местом, где он мог экспериментировать и бесплатно демонстрировать свои работы. Примерно в это же время т.н. "сияющий ребенок" стал визитной карточкой художника. Роберт Нео (Robert Neu) отмечал, что "смелые линии, яркие цвета и активные фигуры в работах Кита Харинга несут в себе сильнейшее послание жизни и единства".
Кроме метрополитена Кит Харинг старался использовать и любые другие общественные площадки, став т.о. видным представителем нью-йоркского уличного искусства того времени. Участвовал в выставке на Таймс-сквер, создал серию провокационных коллажей, сделанных из вырезанных и рекомбинированных заголовков New York Post, которые в огромном количестве размещал по всему Нью-Йорку.
В 1984 году Кит Харинг посетил Австралию и некоторое время работал в Мельбурне и Сиднее. Здесь он получил заказ от национальной галереи Виктории и Австралийского Центра современного искусства на роспись стен в Национальной галерее. Он делал росписи в Рио-де-Жанейро, в Музее современного искусства в Париже, в Миннеаполисе и на Манхэттене. В 1985 году он бесплатно делал политические плакаты на тему ситуации в ЮАР. В том же году Энди Уорхол познакомил его с певицей Грейс Джонс, с которой Кит Харинг сделал несколько совместных проектов (художник расписывал тело певицы). Весной 1986 года провел свою первую персональную музейную выставку в Музее Стендельик (Stedelijk) в Амстердаме, где также расписал стены тогдашнего хранилища музея. 23 октября 1986 года музей Чекпоинта Чарли попросил Кита Харинга создать графити на Берлинской стене. Работа художника в итоговом варианте составила 300 метров в длинну и изображала красные и черные переплетающиеся человеческие фигуры на желтом фоне. Цвета были изображением немецкого флага и символизировали надежду на единство между Восточной и Западной Германией. Кит Харинг также любил работать с детьми и основал проект Citykids Speak on Liberty, в котором приняло участие 1000 детей. Проект был приурочен к столетию статуи свободы.
В 1982-89 гг. Кит Харинг создал более 50 стрит-арт работ в различных городах по всему миру. Яркие энергичные линии в его работах этого времени должны были по его словам "подчеркнуть кинетическое движение, жизненную силу и эйфорию духа". Традиционно отмечается, что в это время творчество художника отличала смелость в выражении гомосексуальной любви, которая позволила его работам стать неким рупором поколения и сделать значительное культурное заявление.
В апреле 1986 в Сохо был открыт поп-магазин (Pop Shop) Кита Харинга, что сделало его работы доступными для широкой публики. Когда художника спросили о коммерциализации его искусства, он сказал: "я мог бы заработать больше денег, если бы просто нарисовал несколько картин и задрал на них цену. Мой магазин это продолжение того, что я делал на станциях метро, разрушая барьеры между высоким и низким искусством". С открытием магазина работа Харинга стала в большей степени социально-политической, художник высказывался на такие темы как антиапартеид, осведомленность общественности о проблеме СПИДа и эпидемия крэка. Он даже создал несколько произведений поп-арта под влиянием других брендов: водки Absolut, сигарет Lucky Strike и Coca-Cola. В 1987 году персональные выставки Кита Харинга прошли в Хельсинки, Антверпене и других городах Европы. Он также разработал обложку для благотворительного альбома A Very Special Christmas, на котором была также песня Мадонны. В 1988 году он присоединился к избранной группе художников, чьи работы появились на этикетке вина Chateau Mouton Rothschild.
В 1988 году умер близкий друг художника, Жан-Мишель Баския. Кит Харинг посветил его гибели картину A Pile of Crowns, for Jean-Michel Basquiat (рус. "Куча корон для Жан-Мишеля Баскии").
В том же году Кит Харинг узнал, что болен СПИДом. Еще до этого художник создал более 50 общественных работ в десятках благотворительных организаций, больниц, детских садов и детских домов. Тем не менее, в последние годы жизни, эта его стала, возможно, главной для него. Кроме того, в последние два года жизни он использовал свои образы, чтобы говорить о своей болезни и повышать уровень осведомленности общества о СПИДе. Кит Харинг был открытым гомосексуалистом и не только поднимал эту тему, но и особо подчеркивал необходимость контрацепции, защиты себя и разумного отношения к половым связям. В 1989 году Центр общественных услуг лесбиянок и геев пригласил его присоединиться к выставке художественных работ для здания на 208 Уэст Стрит. В июне, на задней стене монастыря церкви Святого Антония (итал. Chiesa di Sant'Antonio abate) в Пизе, Италия он написал последнюю уличную работу в своей жизни: "Tuttomondo" (перевод: "Весь мир").
В 1989 году художник основал Фонд Кита Харинга для предоставления финансирования и передаче некоторых своих работ организациям, занимающимся проблемами СПИДа, а также различным детским программам. Цель фонда состоит в том, чтобы передать будущим поколениям пожелания Кита Харинга и расширить его наследие, понимание искусства. Фонд предоставляет гранты и финансирование некоммерческим организациям, которые нацелены на обучение обездоленной молодежи и информирование людей о ВИЧ и СПИДе. Он также поддерживает художественные и образовательные учреждения, финансируя выставки, образовательные программы и публикации. Кит Харинг также доверил фонду продолжать его наследие через исследования его жизни и делиться своими материалами с публикой.
Кит Харинг умер 16 февраля 1990 года от осложнений, связанных со СПИДом.