«У меня не хватает терпения, чтобы попытаться сделать идеальное изображение. Классические фотографы будут искать особое место и ждать потом, пока что-нибудь экстраординарное не произойдет, думая о том, чтоб в нужный момент нажать кнопку. Я же на самом деле фотографирую сразу, а не жду конкретных ситуаций»
Улай (англ. Ulay; настоящее имя Франк Уве Лейсипен // Frank Uwe Laysiepen, р. 1943) – современный художник-перформансист, фотограф из Германии. Наиболее широкую известность приобрел в период сотрудничества с Мариной Абрамович в 1976-1988 гг.
Биография, творчество
Франк Уве Лейсипен родился 30 ноября 1943 года в г. Золинген. Его детство прошло в послевоенной Германии, в условиях общей разрухи. Будущий художник, как и большинство его сверстников, достаточно рано начал работать, однако это не помешало ему еще в школе увлечься театром и начать изучать историю искусств. В 1968 году, после окончания школы Лейсипен покидает Германию и переселяется в Амстердам, где знакомится с таким видом современного искусства как перфоманс. В это же время он начинает использовать псевдоним Улай, о значении которого достоверной информации нет.
С 1968 по 1971 гг. Улай работал консультантом в компании «Polaroid». В это время он начал активно заниматься фотографией, изучая теоретическую часть и проводя собственные эксперименты по созданию новых визуальных образов. Тем не менее, он сам не называл себя фотографом, а считал, что фотография в его случае лишь способ воплощения тех или иных идей, т.е. его скорее можно назвать художником-концептуалистом, работающим в таком формате как фотография, нежели фотографом. Показательным примером здесь является ранняя работа Улая "S’He" (1973-74), которая была подписана также составным именем PA-ULA-Y. На фотографиях из данной серии запечатлен сам Улай в образе полумужчины-полуженщины. Правая сторона - мужчина, левая - женщина. Условную гендерную границу здесь можно увидеть воочию. На некоторых фотографиях Улай запечатлен в профиль и, т.о. зритель видит лишь одну его часть. Позднее гендерная тема и тема сочетания мужского и женского начал найдет свое воплощение в совместных работах с Мариной Абрамович и появлении понятия "ThatSelf" (возм. перевод "Та-Сущность").
В 1976 году в художественном музее De Appel в Амстердаме Улай организовал два перфоманса-фотосессии под названием "FOTOTOT (Photo Death)". Здесь он впервые начал работать над развенчиванием мифа об объективности фотографии. Улай демонстрирует, что фотосъемка это тоже процесс, определенный алгоритм действий, который состоит из набора операций, носящих технический характер и необходимых для непосредственно создания изображения, но объекты, зафиксированные в результате на снимке, иллюзорны и как любая иллюзия они не соответствуют действительности.
В период с 1976 по 1988 Улай сотрудничал с Мариной Абрамович. См. подробнее на странице о Марине Абрамович.
После разрыва с Мариной Абрамович Улай сфокусировался на фотографии. В начале 90-х годов XX века работы Улая концептуально были направлены на критическое осмысление европейской истории в прошедшем столетии и анализ символики европейского национализма и империализма (Berlin Afterimages, 1994-1995).
Тем не менее, хотя он работал главным образом в области фотографии, он по-прежнему организовывал различного рода «провокации», посредством реализации многочисленных выступлений, семинаров и лекций-спектаклей. В последние годы художник занимается проектами и инициативами, способствующими повышению уровня осведомленности в обществе по вопросам воды (Earth Water Catalogue, 2012). В интервью Brooklyn Rail в мае 2011 Улай сказал: «Недавно я решил, что теперь, когда будут спрашивать мое имя, я буду говорить - Вода (...) просто подумайте: наш мозг на 90% состоит из воды, тело — на 68%. Это даже не водный человек, а просто Вода: людей это смущает, они спрашивают: «что, извините?», а я снова говорю – «Вода». Это сразу же позволяет начать разговор на эту тему. Новое имя передает мою глубокую озабоченность по поводу этого вопроса».
В 2015 году Улай подал в суд на Марину Абрамович. По словам художника, вопреки условиям контракта 1999 года (об авторских правах на работы созданные совместно Абрамович и Улаем в период с 1976 по 1988 гг), Абрамович добивалась, чтобы различные издания и музеи указывали ее как единоличного автора их совместных работ, не предоставляя при этом финансовых отчетов и за последние 16 лет заплатив всего четыре раза (по подсчетам Улая суммы едва достигали половины того, что ему причиталось). Кроме того, Улай считал, что бывшая возлюбленная сознательно пытается вычеркнуть его имя из истории, мешая изданию его книги Whispers: Ulay on Ulay (Улаю не удалось получить разрешение на размещение совместных работ) и созданию Фонда Улая, который должен был бы управлять наследием художника после его смерти. Окружной суд Амстердама признал обоснованность претензий Улая и обязал художницу выплатить ему 250000 евро.
В настоящее время Улай живет и работает в Амстердаме, Голландия и Любляне, Словения.