«Почти никогда мои модели не смотрят в камеру. Мои фотографии кинематографичны, а в кино актеры редко смотрят прямо в камеру. Даже если я работаю на улице и не руковожу людьми, я могу потом убирать фотографии тех, кто не делает того, что мне надо»
Филип-Лорка Ди Корсия (англ. Philip-Lorca diCorcia, р. 1951) - американский фотограф.
Биография, творчество
Филип-Лорка Ди Корсия родился в 1951 году в г. Хартфорд (штат Коннектикут), США. Его семья переехала в США из г. Абруццо, Италия. В 1975 году окончил Школу Музея изобразительных искусств Бостона после чего учился в Йельском Университете (окончил магистратуру в 1979), где его преподавателем был известный американский фотограф Тод Пападжордж (англ. Tod Papageorge, р. 1940). Будучи студентом, Филип-Лорка Ди Корсия не планировал становиться фотографом. На него повлиял фотограф Ян Гроовер (Jan Groover, 1943-2012), с которым они вместе учились и который подкинул Ди Корсии идею о том, что фотография это не просто отображение реальности, а искусство, которое требует тщательного планирования и организации. Называть себя фотографом Ди Корсия начал уже во время своего обучения в аспирантуре Йельского Университета. При этом, необходимо отметить, что многие арт-фотографы того времени (в частности его наставник Тод Пападжордж) в своей работе стремились сделать как можно больше снимков уличной жизни, выбирая потом лишь несколько из них для публичного показа. Ди Корсия противопоставлял свою работу данной методике и тщательно продумывал все элементы будущей фотографии. Кроме того, арт-фотографы того времени как правило делали черно-белые фотографии, в то время как цветная фотосъемка использовалась в рекламе и фотографиях для новостных изданий. Ди Корсия изначально решил печатать свои работы в цвете, так как это был недоиспользованный формат в арт-фотографии.
Ранние работы Филипа-Лорка Ди Корсии относятся к 1970-м годам. Фотографии этого периода являются постановочными и на них запечатлены члены семьи самого Ди Корсии. Критики обычно отмечают, что данные работы нацелены на то, что бы погрузить зрителя в созерцательное состояние. Их отличают некая меланхолия, чувство одиночества, возникающие на фоне обычных бытовых сцен из жизни. Так, например, на фотографии Mario (1978) запечатлен брат фотографа, который как будто спустился ночью, чтобы поесть и застыл в оцепенении, глядя в холодильник. Питер Галасси (Peter Galassi, главный куратор отдела фотографии MoMA в 1991-2011 гг.) описал создание данной фотографии так: "тема была совершенно обычной, но фотография была тщательно спланирована. Камера была на штативе, освещение создавалось при помощи электронной вспышки, скрытой в холодильнике. Ди Корсия выровнял камеру, отрегулировал освещение, сделал несколько тестовых снимков Polaroid и несколько раз менял экспозицию".
В 1989 году Филип-Лорка Ди Корсия получил грант в размере 45000 долларов от Национального фонда искусств. На эти деньги в начале 90-х годов фотограф начал работу над проектом "Hustlers". Ди Корсия совершил пять поездок в Лос-Анджелес, где фотографировал мужчин-проституток в Голливуде. Он использовал камеру Linhof 6-на-9. Вначале Ди Корсия фотографировал своих моделей только в комнатах мотеля, затем начал также снимать на улице. В 1993 году состоялась первая персональная музейная выставка Ди Корсии в Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA). Здесь демонстрировались 25 фотографий из серии "Hustlers" под названием "Strangers", а каждая работа был озаглавлена именем человека, который позировал, его родным городом, возрастом и количество денег, которые составили гонорар. Сам фотограф в интервью для Independent от 23 мая 2014 так прокомментировал данную серию: "Я был полностью осведомлен о том, что происходит в этом мире, потому что у меня был друг-гей, который, можно сказать, принимал участие в этом. Это было до кризиса СПИДа. (...) Данная работа также совпала со смертью моего брата от СПИДа. Многое повлияло на мое решение затронуть данную тематику... И был также теоретический момент. Факт обмена: вам дают что-то и вы даете что-то взамен. Я никому до этого не платил. Но многие в арт-мире думали, что платить этим людям неэтично. Так что я получил определенное количество негативных отзывов от людей даже не из-за предмета, а потому, что это почти документальная работа, отображающая определенную сторону жизни. (...) Все отношения с моделями начались и заканчивались уже через пару часов. Деньги были заплачены и это, я думаю, в фотографическом сообществе и критиковали".
В 2001 году Филип-Лорка Ди Корсия выпустил серию фотографий "Heads". Серия представляла собой набор портретов случайных людей, которых фотограф встречал на улицах Нью-Йорка. В 2006 году суд первой инстанции Нью-Йорка вынес постановление по делу, касающемуся одной из фотографий Филипа-Лорка Ди Корсии из данной серии. В суд на фотографа подал Эрмо Нуссенцвейг (Ermo Nussenzweig), ортодоксальный еврей, который апеллировал к требованиям своей религии и возражал против публичного демонстрирования фотографии, на которой он был запечатлен без его разрешения. Он утверждал, что его неприкосновенность частной жизни и религиозные права были нарушены как путем создания, так и последующей публикации фотографии. Судья отклонил иск, посчитав, что фотография на улице это искусство, а не коммерческая деятельность и, следовательно, находится под защитой первой поправки. Тем не менее, истец обращал внимание на то, что около 10 копий фотографии были проданы (цена составляла от 20,000 до 30,000 долларов за фотографию). Судья постановил, что "искусство может быть продано, по крайней мере, в ограниченных изданиях, и при этом сохранять свой художественный характер. (...) защита прав деятелей искусства не ограничивается только голодающими художниками. Сам по себе мотив получения прибыли не обязательно ведет к выводу, что искусство используется в торговых целях".