«Я люблю смотреть на игру света и тени. Я помню, как в детстве, в конце осени я сидела на террасе своего дома… Солнце садилось и качающееся ветки оливкового дерева отбрасывали тени на землю. Цвет постепенно меняется от теплого оранжевого до холодного синего, а сама тень становилась все длиннее и длиннее пока не исчезала. Я думала о незыблемости и эфемерности всех живых существ, предстающих передо мной, как и это дерево, на фоне почти монохромного пейзажа. Для меня тени стали символизировать другое измерение жизни. Стали чем-то, возможно, даже более реальным, чем то, что их отбрасывает».
Куми Ямашита (англ. Kumi Yamashita, р. 1968) – современная американская художница и дизайнер, родившаяся в Японии. Известна своими работами, в которых изображения формируются при помощи света и тени.
Биография
Куми Ямашита родилась в 1968 году в г. Такасаки, Япония. Её имя – Куми – состоит из двух японских иероглифов: «создавать или делать» и «красота». Её мать по образованию была дизайнером и сама делала одежду для трех своих дочерей. Отец был скульптором и профессором по индустриальному дизайну в одном из вузов Японии. Художница вспоминала, что в детстве, когда отцу надо было что-либо объяснить своим дочерям, он всегда рисовал небольшие картинки для иллюстрации своих идей. Т.о. в семье Куми Ямашиты с самого раннего её детства было принято рисовать, придумывать одежду, вышивать ит.д. В старшей школе она по обмену училась в США и вскоре после этого решила переехать в Америку. В 1994 году получила степень бакалавра в Колледж искусств Корниш в Вашингтоне (Cornish College of the Arts), а в 1999 степень магистра изобразительных искусств в Школе искусств Глазго (Glasgow School of Art).
Творчество
Первая выставка Куми Ямашиты прошла в Художественном музее Сиэтла, США. Наибольшую известность ей принесли её работы, сделанные из «света и тени». Художница, используя самые разные предметы и направляя определенным образом свет, создает картины из теней. Такого рода работы часто используются в дизайне интерьеров. Так, например, её работы можно увидеть в центре материнства Такаяма, Токио (англ. Perfe Takiyama Maternity Clinic).
В 2009 году, после своего путешествия по штату Нью-Мексико, Куми Ямашита создала серию портретов в своем авторском стиле. Работы из серии «Fragments» изображают профили реальных людей, которых встречала художница.
Работа над каждой «картиной из света и тени» включает в себя несколько этапов. Вначале художница делает фотографию человека, затем создает на её основе эскиз, который потом «по контору» пытается воспроизвести в качестве тени. При этом Куми Ямашита постоянно экспериментирует, получая новые, зачастую незапланированные заранее эффекты.
Кроме всего вышеописанного, Куми Ямашита создала ряд необычных портретов при помощи т.н. техники «натирания» (англ. Rubbing). Сама художница так описала данные работы: «почти каждый человек может вспомнить как в начальной школе он размещал бумагу поверх лицевой стороны монеты или какого-либо другого объекта с интересной текстурой и водил сверху карандашом. Я использовала этот же метод с фотографиями на кредитных картах людей (с истекшим сроком действия), чтобы создавать их портреты».
В 2011-13 гг. Куми Ямашита создала серию портретов «Constellation» (возм. перевод: «комбинация, созвездие, скопление»). Здесь она использовала исключительно гвозди, черную нить и деревянную основу светлого цвета. Нити, идущие от гвоздя к гвоздю, выполняют роль линий, идущих от точки к точке и формирующих изображение.
Художница постоянно экспериментирует с различного рода техниками и материалами. Необычные портреты, которые она создает (во многом из-за многообразия техник их создания) в 10-х годах XXI века стали привлекать внимание к личности художницы почти в той же степени, что и картины из «света и тени». Помимо серий «Rubbing» и «Constellation», в разные года она также создавала портреты, удаляя нити из монохромной ткацкой поверхности. Серия «Warp and weft» (возм. перевод: «уток, ткацкое переплетение») представляет собой портреты людей, которые не нарисованы или написаны, а получены из «пустот». «Темную краску» здесь заменяет отсутствие нитей в ткани.