«Искусство является высшей формой надежды».
Герхард Рихтер (нем. Gerhard Richter, р. 1932) – современный немецкий художник, работающий в различных жанрах, в том числе в таких как фотореализм и абстрактный экспрессионизм
Биография, творчество
Герхард Рихтер родился в 1932 году в г. Дрезден (ГДР). Его отец – Хорст Рихтер – был учителем и потому в 30-е годы, живя в Германии, он был вынужден вступить в национал-социалистическую партию. Тем не менее, он так и не стал преданным сторонником нацизма и не ходил на партийные митинги. В 1942 году Герхард Рихтер был призван в Юнгфольк, но даже к концу войны будущий художник был еще слишком молод, чтобы стать официальным членом Гитлерюгенд. В 1948 году он закончил высшее профессиональное училище в г. Циттау, и затем учился в местной художественной школе (1949-1951 гг.). В 1950 году его заявка на обучение в Дрезденской Академии Художеств была отвергнута т.к. его происхождение было «слишком буржуазным». Тем не менее, уже на следующий год Герхард смог поступить в академию, где его учителями стали виднейшие деятели искусства тогдашней ГДР. В 1957 году Рихтер женился. Его супругой стала Марианна Ауфингер. В 1961 художник предпринимает поездку в Советский Союз и в том же году вместе с женой эмигрирует в ФРГ, где следующие два года продолжает обучение в академии художеств в Дюссельдорфе.
В своих ранних работах Герхард Рихтер активно использовал стилистику рекламных плакатов и дорожных знаков, накладывая, например, типичный для рекламы того времени шрифт поверх изображения («Глазная клиника», 1966). Кроме того, в 60-е годы он начал работать с фотографией, как делая непосредственно фотоснимки, так и создавая картины, которые, с допущениями, могут быть отнесены как к фотореализму, так и к поп-арту. Творчество художника в 60-х годах окрестили «капиталистическим реализмом», что, впрочем, является отсылкой к перфомансу самого Рихтера «Leben mit Pop – демонстрация за капиталистический реализм», который тот осуществил в 1963 году вместе со своим другом Конрадом Люгом.
Сам перфоманс проходил в мебельном отделе одного из универмагов. Несмотря на то, что выставка Рихтера в этом необычном месте была согласована и анонсирована, большинство из посетителей не знали, что происходит и заходили в «отдел» случайно, где видели двух мужчин, сидящих на кресле и диване в окружении вещей, типичных для быта тогдашней ФРГ. За их спинами стоял телевизор, который показывал новости немецкого первого канала. Позднее, уже в 1985 году, в одном из интервью Рихтер говорил: «я не думаю, что совершенно правильно то, что он [перфоманс] стал настолько известным. Это было очень весело и само слово - Капиталистический реализм - ударило в самый раз. Но это было не такое уж большое дело».
Переехав за пределы восточного блока, Рихтер много путешествует по Европе, не прекращая при этом рисовать. В 1967 году он становится лауреатом престижной молодежной премии Junger Westen, а уже в 1972 получает право представлять Германию на Венецианской Биеннале. Надо также отметить, что впервые павильон целой страны был отдан одному художнику и после этого имя Герхарда Рихтера стало известно за пределами ФРГ, а его выставки начали проводиться в том числе в США.
В 70-х годах Герхард Рихтер начинает работать в стиле минимализм. Он создает серию работ «Серое», все картины которой представляют собой монохромные плоские серые прямоугольники. Говоря о своем теперь уже любимом цвете художник в 1975 году сказал: «Серый. Он не делает никаких заявлений; не пробуждает ни чувств, ни ассоциаций; он невидим и не невидим. Его неприметность дарит ему способность быть посредником, проявлять нечто, как фотография. Он может, как никакой другой цвет, сделать видимым «ничто». Для меня серый — единственный эквивалент беспристрастности, безоружности, беспечности, отсутствия формы».
С 70-х годов Рихтер в своих работах отчетливо начинает экспериментировать со средствами выразительности в живописи. Взяв серый цвет как некую точку отсчета, он изучал возможные сочетания цветов и их воздействие на зрителя. В цикле «Цвета» (англ. Colours), художник, используя красный, синий, желтый и зеленый цвета, вывел около четырех тысяч различных тонов и позже, в 1978 году использовал их для создания серии «Абстрактная живопись» (англ. Abstract Painting).
В 80-х годах Герхард Рихтер становится одним из культовых художников своего времени. Ему вручают ряд премий (Премия Арнольда Воде, 1981, Премия Оскара Кокошки, 1985) и до сих пор коллекционеры особо ценят его работы именно этого периода. В начале десятилетия он создает серию картин, изображающих свечи. «Свеча» (нем. «Kerze») 1982 года получила особую известность после того, как была использована группой Sonic Youth в оформлении обложки альбома "Daydream Nation". Позднее, в 2011 году данная картина стала самой дорогой работой художника – ее цена на аукционе Christie’s составила 16,480,626 долларов. В 2002 году в Нью-Йорке прошла ретроспектива работ Рихтера под названием «Творчество за сорок лет», где были выставлены 188 картин мастера.
В 2005 году в рейтинге немецкого журнала «Кэпитал» (англ. Capital) «Самые дорогие мастера современной живописи» Рихтер занял первую строчку, а в 2011 году на экраны вышел документальный фильм «Художник Герхард Рихтер» (англ. «Gerhard Richter – Painting») режиссера Коринны Бельц, который был признан лучшим документальным фильмом в Германии в 2012 году.