«В некотором смысле все мои работы о соединении противоположностей. Это явно всегда было свойством того, что я делаю. Конъюнкция между физическим, тем, что присутствует и тем, чего нет. Этого не достаточно, конечно, как я думаю, для того, чтобы говорить о пустоте как о чем-то существующем. В некотором смысле необходимо физически присутствовать, необходимо получать новый опыт, необходимо существовать в реальности настолько, насколько это только возможно»
Аниш Капур (англ. Anish Kapoor, р. 1954) - современный британско-индийский художник, скульптор. Лауреат премии Тернера 1991.
Биография
Аниш Капур родился 12 мая 1954 года в г. Бомбей (Мумбай), Индия. Его отец был индийцем, а мать еврейской иммигранткой из Багдада (дед Капура работал в синагоге в Пуне). В Индии учился в школе-интернате для мальчиков Doon (The Doon School) в г. Дехрадун. После окончания, в 1971-1973 гг. вместе с братом путешествовал по Израилю. В это время он пробовал учиться на электротехника, но после 6 месяцев занятий бросил данное занятие. В Израиле Аниш Капур решил стать художником и в 1973 году уехал в Англию, чтобы учиться в Колледже искусств Хорнсей (Hornsey College of Art) и затем в Школе искусств и дизайна Челси (Chelsea School of Art and Design). Во время обучения подрабатывал моделью у художника Пола Нигу (Paul Neagu, 1938-2004). В 1979 работал в Политехническом университете Вулвергемптона. С 70-х годов и по настоящее время живет и работает в Лондоне.
Творчество
Аниш Капур получил известность в 1980-х годах благодаря своим геометрическим или биоморфным скульптурам, которые он создавал при помощи нарочито простых материалов (гранит, известняк, мрамор, штукатурка ит.п.). Серия скульптур A Thousand Names (Тысяча имен) представляет собой геометрические фигуры, сделанные из различных материалов и покрытые яркими красками. При этом для данных работ Капура характерно "неряшливое" использование красящих пигментов. Краска покрывает как сам объект, так и пол, стены ит.д. объединяя пространство галереи и скульптуру в некую общую единицу.
В 1990 году Аниш Капур представлял Англию на Венецианской биеннале, где был удостоен награды Premio Duemila. В Венеции скульптор представил свою работу Void Field (Пустое поле), которая была отмечена за свою многозначительность и разнообразность возможных интерпретаций. Критики отмечали здесь сразу несколько подтекстов. Во-первых, Аниш Капур родом из бывшей колонии Англии и, возможно, это попытка ответить на вопрос "что значит быть британцем?" от представителя иной культуры, что особенно актуально на фоне разрабатываемой в то время политики мультикультурализма. Во-вторых, в работе видели возможный сакральный подтекст и ссылку на историю Израиля, а арт-объекты т.о. становились объектами некой "новой религии" искусства (подобный концепт, но со скандинавским уклоном нашел свое продолжение в скульптуре "Глаз в камне" (Eye in Stone) 1998 года). Кроме того, от работы шел характерный запах "кисло-сладкой влажной земли", нехарактерный для художественной галереи. Возможно, т.о. это иной взгляд на лэнд-арт и попытка составить оппозицию идеям Ричарда Лонга. В любом случае, как много раз отмечалось, данная работа "открыта для широкого круга интерпретаций и переживаний". В 1991 году Аниш Капут стал лауреатом премии Тернера.
В 1995 году Аниш Капур начал создавать скульптуры из полированной нержавеющей стали, с высокой отражающей способностью. Скульптуры выполненные из данного материала создают эффект "кривого зеркала", отражая объекты вокруг себя и т.о. меняя свой облик в зависимости от места, где они установлены. Примером подобных скульптур могут быть работы Taratantara (г. Гейтсхед, Англия, 1999), Parabolic Waters (рядом с Куполом тысячелетия, Гринвич, 2000) и Marsyas (Турбинный зал Tate Modern, 2002).
В XXI веке Аниш Капур начал создавать скульптуры из красного воска. Самой масштабной работой подобного рода может считаться Svayambh, 2007 ("самогенерирующийся" с санскрита). В музее Нанта в рамках Биеннале Estuaire художник установил 1,5-метровый блок из красного воска, который перемещается при помощи рельс по зданию. Позднее работа выставлялась также в Мюнхене и Лондоне.
В сентябре 2009 года Капур стал первым из ныне живущих художников, чья персональная выставка прошла в Королевской академии искусств. Зрители могли увидеть как старые работы мастера, так некоторые новые его произведения. В частности, здесь была представлена инсталляция "Стрельба в угол" (Shooting into the Corner).
10 мая 2011 года в рамках четвертой выставки Монумента (Monumenta) в Grand Palais в Париже Аниш Капур представил свою скульптурную композицию Левиафан (Leviathan). Работа во многом повторяла предыдущие идеи скульптора, придавая им новый грандиозный масштаб. "Чудовище" в исполнении Капура было сделано из 35-метровых надувных шаров, покрытых снаружи тёмной фиолетовой кожей. При этом посетители могли попасть внутрь Левиафана, ощутив себя в красной утробе библейского чудовища. Данную работу Капур посвятил Ай Вэйвэю, который в это время был под арестом в Китае, заявив о необходимости солидарности деятелей искусства всего мира по данному вопросу.
В 2011 году Аниш Капур представил свою инсталляцию "Dirty Corner" (Грязный угол) в Fabbrica del Vapore в Милане. Работа представляла собой стальную трубу 60 метров в длину и 8 метров в высоту. Как и в случае с Левиафаном, посетители могли войти внутрь объекта, при этом, двигаясь вперед, зритель погружался во мрак, теряя восприятие пространства.
Аниш Капур является командором ордена Британской империи и членом Королевской академии художеств Великобритании.
В 2017 году Аниш Капур представил свою новую работу "I Like America and America doesn't like Me" (рус. «Мне нравится Америка и Америке не нравлюсь я»). Работа является автопортретом самого художника с соответствующей надписью. Фраза является отсылкой к работе немецкого художника Йозефа Бойса "I like America and America likes Me". Шрифт стилизован под Antiqua-Fraktur (традиционно данный шрифт ассоциируется с фашизмом, т.к. именно его использовало руководство партии нацистов в Германии времен Гитлера). Концептуально работа является протестом художника против миграционной политики президента США Дональда Трампа.